Сажевый фильтр (DPF, RPF, FAP) впервые начали применять в автомобилях с 2000х годов. Этот прибор позволяет свести к минимуму вред выхлопных газов дизельных двигателей. С введением экологических норм Евро 4 этот фильтр стал обязательным для всех автопроизводителей. Практически все автомобили Евро 5, которые пригоняемые из Европы имеют сажевый фильтр, конечно же кроме электромобилей.
Зачем нужен сажевый фильтр?
Дизельные двигатели в отличие от бензиновых сжигают топливо не полностью, в результате сгорания дизеля образуется сажа. Маленькие частицы сажи (0.1 - 1 микрон) в паре с водой, серой и тяжелыми металлами образуют ядовитое «облако» позади автомобиля, которое негативно влияет на экологию. Чтобы предотвратить выброс вредных частиц был изобретен сажевый фильтр. Он находится за выпускным коллектором, проще говоря в выхлопной системе.
Из чего он состоит и как работает?
Основу фильтрующего элемента составляет карбид кремния, замкнутый в металлическую колбу. Пористая структура позволяет задерживать и нейтрализовать вредные частицы и сажу, фильтруя выхлопные газы. Недостатком является то, что он начинает работать только при достижении определенной температуры в районе 600-700 оС.
Ниже показано принцип работы сажевого фильтра:
Почему DPF-фильтр забивается?
Обычно при езде на короткие дистанции, сажевый фильтр не успевает нагреться до рабочей температуры и начинает забиваться. Для контроля забитости данного прибора устанавливаются специальные датчики лямбда-зонды, которые сообщают бортовой компьютер когда нужно запускать регенерацию, простыми словами увеличивается температура выхлопных газов изменяя характеристики топливно-воздушной смеси. Также принудительную очистку сажевого фильтра можно запустить программно на СТО.
Для того чтобы фильтр не забивался при температуре 400оС конструкторы Рено придумали специальную присадку (мочевину) с основным компонентом церием, которая заливается в отдельный бачок и под высоким давлением впрыскивается в поток выхлопных газов. Такие автомобили обозначаются меткой Adblue, а сами сажевикы обозначаются индексом FAP.
Если фильтр уже не может самостоятельно регенерироваться и полностью забился или разрушился, его пора заменять на новый или удалять полностью. О такой неприятность вас оповестит такая контрольная лампа на панели, а спустя немного времени и «джеки чан». Конечно, замена нового фильтра обойдется в копеечку, поэтому наши соотечественники избираются другой путь это удаление сажевика с программным блокировкой. Таким образом экономит средства, но, к сожалению вредит окружающей среде.
Как уберечь сажевый фильтр от преждевременной смерти?
Для того чтобы продлить жизнь сажевым фильтру нужно соблюдать следующие правила:
- Заправляться только качественным топливом не ниже Евро 4.
- Заливать малозольные виды моторного масла, предназначенные для авто с сажевым фильтром.
- Если горючего в баке меньше ¼ то активная регенерация может не запуститься.
- Короткие поездки по городу чередовать длинными вне города на высоких оборотах (3000 оборотов в течение 15-20 минут).
- Следить за состоянием двигателя: топливная система, клапан EGR, уровень масла. Двигатель, который подъедает масло, часто влечет за собой сажевый фильтр.